МБОУ "Новомальтинская СОШ"
Иркутская область, Усольский район, пос. Новомальтинск
  • «Потаённое судно»

    305 лет❗ назад , 11 февраля 1720 года, плотник Ефим Никонов начинает строить «Потаённое судно», предшественницу современных субмарин. Ефим…
    «Потаённое судно».

    305 лет❗ назад , 11 февраля 1720 года, плотник Ефим Никонов начинает строить «Потаённое судно», предшественницу современных субмарин.

    Ефим Прокопьевич Никонов (Дата рождения не известна, село Покровское-Рубцово — после 1728 года) — русский изобретатель, автор первой построенной русской подводной лодки «Потаённого судна».

    Изобретение также предлагалось дополнить водолазным костюмом из кожи. Предполагалась возможность выхода людей в подобных костюмах для разрушения днища неприятельского корабля. Проект костюма содержал в себе основные элементы современного водолазного снаряжения. Его шлем представлял собой прочный деревянный бочонок со смотровым окошком против глаз. Скважины и отверстия должны быть «убиты» свинцом, к спине должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. К проекту также прилагалась опись особых инструментов для работ «по провёртке» и «зажиганию» кораблей.

    В 1720—1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721—1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой.

    Для сооружения «Потаённого судна» использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы. Никонов являлся командиром экипажа из четырёх (по другим источникам — из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения.

    Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено.

    Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение. Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.

    После смерти Петра I впал в опалу. В 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

    Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова «по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ» и что сам Никонов, несмотря на неудачи, «в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем „судне-модели“ все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie